Категории раздела
Приятного аппетита [2]
Косметика и мы [2]
Диетология [0]
Крастота нашего дома [0]
Все о детях [0]
Братья наши меньшие [0]
Наш зеленый уголок [0]
Рукоделие в воспитании ребенка [1]

Мини-чат
200

Наш опрос
Создаете ли Вы собственные схемы?
Всего ответов: 86

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


Светлица


Понедельник, 24.07.2017, 15:36
Главная » Статьи » Обо всем и по немногу » Рукоделие в воспитании ребенка

К гармонии через…рукоделие

К гармонии через…рукоделие

«Эх, мне бы Твои возможности!» Олег, 2 кл.
Из сборника сочинений «Дети пишут Богу»
 
Развивая интеллект у ребенка, мы забываем, что творить можно не только головой, но и руками. Рукоделие способно сделать вашего малыша не только умелым, но и счастливым. Особенно, если при этом рядом окажитесь вы.
К чему приводит интеллектуальный труд?
Большинство из нас в течение всего рабочего дня думает, принимает решения, работает с информацией, людьми, проводит аналитические исследования. Мы научились работать головой. Но разучились руками. Ручной труд неизбежно уходит со сцены, отдавая первенство неподвижному сидению за компьютером, стучанию по клавишам и виртуальному труду.
По мнению психологов, «зацикленность» современного человека на интеллектуальном труде приводит к дисгармонии личности. И, как следствие – к депрессиям, повышенной сонливости или, наоборот, бессоннице. Наш организм просит, даже требует гармоничного к себе отношения. Но разве может идти речь о целостности, когда используется только потенциал головного мозга. Как же другие части тела? Неужели наши руки оказались нам не нужны?
Нам, взрослым. Но не детям. Давайте за ними понаблюдаем.
 
Детское рукотворчество
Дайте малышу бумагу, кисточку, клей, ножницы, пластилин. Он обязательно начнет с ними что-то делать, творить. Из куска картона выходят отличные рожицы. Из остатков пластилина – разноцветный дракон, детская посуда. Мама намешивает соленое тесто. И вот мальчишки и девчонки, высунув языки, ваяют произведения искусства: подсвечники, елочные игрушки, сувениры, которые потом запекаются в духовке.
Попробуем усложнить задачу. Нитки, иголки, крючок, спицы. На выбор. Главное, чтобы ребенок видел, что из-под маминых рук после очередных манипуляций с чудо-крючком выходит красивый шарф или шапочка, рукавички. «Я тоже хочу!». «Держи, дружок». Маме не нужно заставлять, уговаривать, убеждать малыша: как полезно уметь шить или вязать. Ей не нужно объяснять себе и ребенку, что мелкая моторика полезна для развития мозга. Делает она, делает и ребенок, копируя поступки любимого человека.
Дети с удовольствием вяжут, лепят, рисуют. Они самозабвенно будут помогать папе строить, а маме готовить, пока… не пойдут в школу.

Однобокое образование
Неужели именно школа отбивает у ребенка охоту к ручному труду? Получается, что так.
Во главу угла современное образование ставит получение знаний. Детям дают информацию и учат работать головой. Бесспорно, полезное занятие. Но умение что-то делать руками, развивать тело, подключая практически неограниченные возможности головного мозга, оказывается невостребованным.
Дети просто не видят смысла в вязании, шитье, создании оригами, изготовлении маленьких сувениров, дорогих сердцу бабушек и дедушек. Сегодня все это мелкое и красивое великолепие можно купить на каждом углу. Незачем прикладывать усилия для того, чтобы этому научиться. И школа охотно подтверждает это, ставя уроки прикладного творчества на последнее место. Забывая – или не думая – о том, что рукоделие ценно не только возможностью иметь в доме сделанную своими руками вещь. Оно дает человеку много других полезных навыков, раскрывает таланты маленького и взрослого человека. О чем же идет речь?

Плюсы рукоделия
1. Умение доводить дело до конца.
Вряд ли кто-то будет спорить, что это один из важнейших навыков в жизни. Каким образом в его формировании помогает рукоделие? Очень просто: перед глазами малыша проходит весь процесс создания вещи. От клубка ниток и первых петель до готового шарфика. От бумаги и клея до разноцветной коробочки для мелких нужностей. От воды и соли до выпеченной в духовке и разукрашенной елочной игрушки. Ребенок может не только представить, каким будет очередное творение, но и поучаствовать в процессе, увидев результат своих рук.

2. Продуктивный отдых.
Как известно, самый лучший отдых – это смена деятельности. Общение, телевизор, компьютерные игры когда-то исчерпывают себя. Они не дают пищи для развития ребенка. Они только подпитывают его очередной и, как правило, уже переваренной информацией. Во время такого «отдыха» ребенок – впрочем, как и взрослый – практически ничему не учится. То есть его развитие медленно, но верно затормаживается. Рукоделие же переключает наш мозг на более простую и в тоже время творческую деятельность. Какой будет модель? А цвет, форма? Как она будет смотреться в этом месте дома? Не слишком ли велика? Сможет ли она быть функциональной, загораживая дырку на стене, или останется только яркой картинкой, новогодним подарком любимой маме?

3. Нет проблем с подарками.
Ребенок, жаждущий дарить подарки, всегда сможет сделать их своими руками. А родители, поддерживая его увлечение, постепенно донесут до него мысль, что произведение искусства – это не только непонятное создание, слепленное из разнообразных кусочков пластилина и с радостью принятое бабушкой только потому, что оно было сделано внуком. Это еще и ценная вещь, над которой можно и нужно постараться, вложив время, силы, терпение, которая требует аккуратности, бережного отношения и может нравиться многим людям и даже иметь значительную цену в денежном эквиваленте.

4. Антидепрессант.
Рукоделие обладает удивительной способностью останавливать ход времени, давая возможность спокойно подумать, «остыть» от стрессов современного мира, в которые ребенок окунается с рождения.

5. Позитивное отношение к миру.
И, конечно же, оно учит смотреть на мир позитивно. Потому что маленький человек учится созиданию, а не разрушению. Причем, на собственном опыте может наблюдать, сколько сил идет на то, чтобы сделать что-то стоящее. И как мало нужно для того, чтобы его разломать.
Так почему же, при наличии стольких достаточно очевидных плюсов, рукоделие находится на задворках школьного образования и приобретаемых для жизни навыков?

Ошибки родителей
В силу ряда засевших в головах родителей стереотипов, рукоделие считается непрестижным.
  • «Им нельзя заработать на жизнь!»
  • «Зачем тратить время на то, что можно купить по дешевке?»
  • «Заниматься таким делом для взрослого человека, по крайней мере, несерьезно!»
Знакомо, дорогие родители? Конечно, знакомо. Вечно замотанные, желающие заработать все деньги мира, мы забываем, что дети учатся жизни именно у нас, у родителей. В наших силах не только оплачивать школы, садики, покупать дорогие игрушки и читать морали. Мы можем сделать своим детям более ценный подарок – продемонстрировать свое отношение к миру. Начав вместе с детьми создавать маленькие произведения искусства, можно подарить им свое внимание, ласку, жизненный опыт.
Еще недавно Елена совcем не умела вязать крючком. Ее не интересовали клей, картон, разноцветная бумага. Все эти материалы для рукоделия остались где-то там, в далеких младших классах начальной школы. И когда дочка пришла к ней с просьбой научить ее вязать, она была озадачена. Работа главного бухгалтера не оставляла времени, сил, желания делать что-то еще. Приходя домой, она буквально падала от усталости, у нее едва хватало сил на общение с дочкой.
 
Но, поразмыслив: кто, если не я, научит дочь вязанию? – она отправилась в магазин за нитками и крючком. Пальцы не слушались, петли не желали превращаться в ажурную вязку, но пальцы потихоньку вспоминали позабытые с годами навыки. Дочка внимательно следила за мамой и повторяла все ее движения. Сначала Елена осилила шарф для себя, а дочка Марина – для любимой куклы. Чуть позже захотелось связать шапку и варежки. К лету оказалось, что она не может подобрать стильную сумку к оранжевой блузке. Решение пришло само – можно связать. Дочь к этому времени научилась вязать разноцветные чехлы для мобильных телефонов и дарила их благодарным родственникам.
А начало учебного года принесло в семью Елены новое хобби. Вместе с Маринкой они стали клеить красивые коробки для карандашей, ручек, бумаги. Друзья и знакомые приходили посмотреть. Подруги завидовали: «Как-то руки не доходят, да и дети не интересуются…» Марина только улыбалась и рассказывала, что еще полгода назад ничего не умела. Теперь у нее всегда есть время на общение с дочерью, работа перестала быть в тягость, с утра отличное настроение, а дом, как солнечными лучами, наполнен разноцветными вещами собственного производства…
Вы тоже ничего не умеете делать руками? Вы забыли то, чему вас учили мамы, папы и бабушки? Так начните прямо сейчас! На несколько часов в неделю превратите свою квартиру в мастерскую по кройке и шитью, вязанию или конструированию. Вы сможете компенсировать недостаток внимания к своему ребенку, накопленный за последние годы.
 
Понятно, что получит ребенок, а что же приобретете вы, затрачивая драгоценное время? Тоже самое, что и он. И гораздо больше: душевный комфорт, спокойные нервы, крепкий сон и массу полезных для жизни вещиц. Не исключено и то, что рукоделие понравится настолько, что станет вашим призванием. Кто знает…

Катя Мануковская,
психолог, журналист, мама двоих детей



Источник: http://www.terracom.radugawaldorf.ru/node/14
Категория: Рукоделие в воспитании ребенка | Добавил: Bratz (25.02.2008)
Просмотров: 852 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017