Вышивка является одним из самых популярных видов рукоделия уже на протяжении сотен лет. Чаще всего мастерицы вышивают цветными нитками на белом фоне, гораздо реже встречаются работы на цветной ткани. А вот найти шедевр в технике блекворк – настоящая удача. Блэкворк родом из далекого прошлого, он манит своей элегантностью и окутан тайнами. Не смотря на то, что это счетная вышивка, она имеет мало общего с вышивкой счетным крестом. Изначально, блэкворк подразумевал под собой вышивку черными нитями на белом фоне. Затем вышивальщицы стали вышивать красными (scarletwork), зелеными (greenwork) и другими нитями. Постепенно все эти виды вышивки, в не зависимости от цвета ниток стали именовать BlackWork.
Родина BlackWork – ближний восток, мусульманские страны. Во время мавританского иго эта вышивка распространилась в Испании. Но своим расцветом блэкворк обязан Екатерине Арагонской (дочери короля Фердинанда и королевы Изабеллы Испанской), которая привезла любовь к этой вышивке из Испании в Англию в 1501 году. Екатерина стала вскоре женой короля Генриха VIII и на протяжении 25 лет удерживала власть и влияние. Ее приверженность и страстная увлеченность вышивкой не могла остаться не замеченной, в то время блэкворк называли «испанская работа». Сотни придворных дам подражали своей королеве, сидя за пяльцами. После развода Генриха и Екатерины все испанское, как и сама Испания оказались в немилости короля и термин «испанская работа» постепенно был изменен на «черная вышивка».
Стежки используемые в технике блэкворк называют «гольбейн», в честь художника Ханса Гольбейна, который на живописных портретах изобразил «черную вышивку» на манжетах и воротничках британских аристократах. Этот стежок похож на стежок «вперед иголку», вышивать им гораздо проще чем счетным крестом. Главное его достоинство – это то что он одинаково выглядит с лицевой и с изнаночной стороны.
Работая в стиле блэкворк, мастерицы используют специальные схемы , которые бывают двух видов: контурные схемы (швом обозначаются только контуры объектов); оттеночные схемы (очень трудоемкие, так как используются цвета от черного до светло – серого). В итоге, довольно простая техника блэкворк позволяет передавать блики, живописные тени, и создавать иллюзию объема.
Чаще всего вышивкой в этой технике украшали воротнички, манжеты, постельное белье и предметы быта. В вышивке аристократы стали использоваться нити - металлик золотого цвета, и блэкворк стал выглядеть роскошно. Для низших сословий общества блэкворк, в своем классическом черном варианте, стал альтернативой дорогому кружеву, которое в те времена облагалось налогом. Позже кружево вообще было запрещено к ношению всем кроме высочайшей знати, и вышивка в технике блэкворк стала символом аристократии стремящейся выделиться.
К сожалению, до наших дней дошло очень мало работ в технике блэкворк. Это связанно с тем, что по современным меркам люди того времени жили в антисанитарных условиях. Стирка во времена Тюадоров не пользовалось популярностью, роскошные одеяния не стирали вообще. Сомнительное по составу мыло, малопривлекательные красители, в состав которых очень часто входила серная кислота разрушали нитки в процессе носки. Зачастую единственным свидетельством того, что дошедшие до нас предметы быта, костюмы были украшены вышивкой, являются дыры или светлые области на ткани.
После развития текстильной промышленности и появления новых цветных красителей «черная вышивка» была забыта как скучная и малопривлекательная. Однако в прошлом столетии наблюдается возрождение вышивки в технике блэкворк. Разработана масса схем, написано множество книг посвященных этому замечательному виду рукоделия. Все чаще мастерицы используют разные по цвету нити в одной работе. Этот вид рукоделия вновь вызывает к себе интерес, и продолжает развиваться и видоизменятся, занимая умы и сердца многих вышивальщиц мира.